При поддержке Министерства просвещения РФ в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование»

Программа повышения квалификации

Программа повышения квалификации

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по дополнительному образованию
АНО ВО «Институт современного искусства»
Смирнова Е.А.

Рабочая программа повышения квалификации
для руководителей детских театральных коллективов и студий

(72 часа)

Москва — 2021

 

1.1. Цель

Цель – получение дополнительного профессионального образования в области театрального искусства и методики преподавания профессиональных дисциплин для формирования гражданской идентичности и межнационального согласия.

1.2. Задачи

  • обобщение и систематизация знаний в области театрального искусства,
  • освоение, систематизация, обобщение исторических и теоретических знаний в области театрального искусства,
  • оснащение педагогов специальными профессионально ориентированными знаниями,
  • обучение руководителей детских театральных коллективов и студий методикам профессиональной и воспитательной работы, направленной на развитие творческих способностей детей и молодежи и привитие духовно- нравственных ценностей,
  • развитие у руководителей навыков психолого-педагогического взаимодействия с детьми и молодежью для формирования гражданской идентичности и межнационального согласия средствами театрального искусства,
  • подготовка руководителей к процессу инициации и стимулирования активности детей и молодежи в создании и реализации театральных постановок, направленных на формирование взаимоподдержки, гуманизма, толерантности, уважительного отношения к ценностям российского гражданского общества,
  • приобретение руководителями навыков культурной коммуникации и воспитания патриотизма детей и молодежи, гражданственности в процессе коллективного творческого взаимодействия,
  • погружение руководителей театральных коллективов и их воспитанников в профессиональную театральную среду, составляющую «золотой фонд» русского театра.

1.3. Аудитория

Программа рассчитана на руководителей детских театральных коллективов и студий: работников образовательных учреждений культуры и искусства (ДМШ, ДШИ), общеобразовательных школ, системы дополнительного образования, средних профессиональных образовательных учреждений культуры и искусств.

 

1.4. Компетенции в рамках имеющихся квалификаций,  качественное изменение которых осуществляется в результате освоения программы

В процессе освоения программы обучающийся демонстрирует следующие компетенции:

  • способность создавать художественные образы средствами театрального искусства, общаться со зрительской аудиторией в условиях сценического представления, концерта;
  • способность преподавать профессиональные дисциплины в области театрального искусства и смежные с ними вспомогательные дисциплины;
  • способность демонстрировать владение методиками профессиональной и воспитательной работы с детскими театральными коллективами и студиями, направленной на развитие творческих способностей детей и молодежи и их духовно- нравственных ценностей;
  • способность взаимодействовать с детьми и молодежью для формирования гражданской идентичности и межнационального согласия средствами театрального искусства;
  • способность развивать активность и самодеятельность детей и молодежи, их творческих способностей к многофункциональной театральной деятельности через участие в постановках;
  • способность к художественному воплощению героико-патриотических образов в условиях современных социально-культурных реалий;
  • готовность к процессу инициации и стимулирования активности детей и молодежи в создании и реализации театральных постановок, направленных на формирование взаимоподдержки, гуманизма, толерантности, уважительного отношения к ценностям российского гражданского общества.

 

1.5. Комплекс ЗУВ программы, формируемый в результате их освоения

В результате освоения программы слушатель курсов  должен:

знать:

  • теоретические и методические основы театрального искусства;
  • способы взаимодействия со зрителем;
  • способы устранения зажимов и напряжения в процессе работы;
  • реальные условия художественно-производственного процесса в театральном искусстве;
  • методику преподавания профессиональных дисциплин и методики воспитательной работы с детскими театральными коллективами и студиями;
  • специфику создания художественного образа (в т.ч. особенности воплощения героико-патриотических образов в условиях современных социально-культурных реалий) средствами театрального искусства;
  • методы взаимодействия со зрителем и между участниками театрального коллектива для формирования гражданской идентичности и межнационального согласия;
  • методики диагностики творческих способностей обучающихся;
  • «золотой фонд» театрального искусства.

уметь:

  • создавать художественные образы средствами театрального искусства на основе замысла постановщиков;
  • осуществлять подготовку и проведение учебных занятий и воспитательной работы с детьми и молодежью;
  • взаимодействовать с детьми и молодежью для формирования гражданской идентичности и межнационального согласия средствами театрального искусства;
  • диагностировать способности детей в сфере театрального искусства;
  • инициировать и стимулировать активности детей и молодежи в создании и реализации театральных постановок, направленных на формирование взаимоподдержки, гуманизма, толерантности, уважительного отношения к ценностям российского гражданского общества.

владеть:

  • теорией и практикой сценического воплощения роли;
  • методикой преподавания профессиональных дисциплин в области театрального искусства и смежных с ними вспомогательных дисциплин;
  • методиками профессиональной и воспитательной работы с детскими театральными коллективами и студиями, направленной на развитие творческих способностей детей и молодежи и их духовно- нравственных ценностей;
  • навыками создания художественных образов средствами театрального искусства;
  • навыками общения со зрительской аудиторией в условиях сценического представления, концерта;
  • навыками взаимодействия с детьми и молодежью для формирования гражданской идентичности и межнационального согласия средствами театрального искусства;
  • навыками развития активности и самодеятельности детей и молодежи, их творческих способностей к многофункциональной театральной деятельности через участие в постановках;
  • навыками инициации и стимулирования активности детей и молодежи в создании и реализации театральных постановок, направленных на формирование взаимоподдержки, гуманизма, толерантности, уважительного отношения к ценностям российского гражданского общества.

2. Структура и содержание программы

2.1. Структура курсов

 

 № п/п Темы Виды учебной работы, включая самостоятельную работу (в часах)
Всего Всего аудиторных Лекции (открытые уроки) Семинары Мастер-классы с/р
1. Школа театрального искусства 24 26
2. Методика профессиональной работы с детскими театральными коллективами и студиями 2 2 2
3. Методика воспитательной работы с детскими театральными коллективами и студиями 2 2 2
4. Психолого-педагогическое взаимодействие с детьми и молодежью 2 2
5. Межкультурная коммуникация 2 2
6. Итоговый контроль 2
Итого 72 8 4 24

 

2.2. Содержание курсов, структурированное по темам (разделам)

№ п/п Наименование раздела (темы) дисциплины Краткое содержание

 

1 Школа театрального искусства      Театральная мозаика: серия мастер- классов по актерскому мастерству,  культуре и технике речи, ритмопластике и работе режиссера с актером. Мастер-класс: «Использование технологий web 2.0 на занятиях и в творческой деятельности театрального коллектива». Мастер-класс: «Патриотическое воспитание средствами театра».
2 Методика профессиональной работы с детскими театральными коллективами и студиями Основы работы с детскими и подростковыми  театральными коллективами. Поэтика и драматургия в детском и юношеском спектакле. Постановка театрального спектакля для детей: этапы, формы и методы учебно-воспитательной работы.

Специфика формирования репертуара в детском театральном коллективе. Произведения, направленные на формирование чувства патриотизма, гражданственности, толерантности, взаимоуважения, уважительного отношения к ценностям российского гражданского общества. Методика диагностики творческих способностей детей.

3 Методика воспитательной работы с детскими театральными коллективами и студиями Особенности воспитания в детском  театральном коллективе / студии с учетом современных реалий. Возможности театральной деятельности в системе воспитательной работы. Взаимосвязь учебной, воспитательной работы и художественной деятельности в детском театральном коллективе / студии. Функции руководителя детского театрального коллектива в системе воспитательной работы. Формирование зрительской культуры как условие воспитания детей. Патриотические произведения как основа воспитательной работы в детских театральных коллективах.
4 Психолого-педагогическое взаимодействие с детьми и молодежью Цели, задачи, направления деятельности детских и молодежных объединений. Создание оптимальных социально-педагогических условий в работе детских театральных коллективов/студий для реализации потребности в общении и творческой деятельности. Организация психолого-педагогического взаимодействия. Психолого-педагогические возможности воспитательной работы в детском театральном коллективе / студии.
5 Межкультурная коммуникация Основы межкультурной коммуникации. Теория коммуникации. Межкультурные контакты. Специфика межкультурной коммуникации в произведениях искусства.

 

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

№ п/п Наименование раздела (темы) дисциплины Краткое содержание

 

1 Школа театрального искусства 1. Разработать не менее 1 тренинга:

·       по актерскому мастерству;

·       по культуре и технике речи;

·       по ритмопластике.

2. Разработать не менее 1 занятия с использованием технологий web 2.0

3.Разработка постановочного плана на патриотическую тему.

 

 

2 Методика профессиональной работы с детскими театральными коллективами и студиями Подготовка к семинару. Вопросы:

1.     Педагогические компоненты в работе руководителя театрального коллектива

2.     Воспитательные компоненты в работе руководителя театрального коллектива

3.     Художественные компоненты в работе руководителя театрального коллектива.

4.     Понятия театра, детского театра, театральной деятельности, детского театрального коллектива.

5.     Задачи театральной деятельности.

6.     Специфика организации детского театрального коллектива.

7.     Формы работы с детскими театральными коллективами (на примере своего коллектива).

8.     Репертуар детского театрального коллектива (на примере своего коллектива) с анализом его воспитательного потенциала

9.     Методики диагностики творческих способностей детей (конкретные примеры).

10. Работа с одаренными детьми (конкретные примеры).

11. Конкурсы и показы в деятельности детских театральных коллективов (на конкретных примерах).

3 Методика воспитательной работы с детскими театральными коллективами и студиями Подготовка к семинару. Вопросы:

1.     Воспитательная работа в современных условиях: цели, задачи, направления.

2.     Театральное искусство как средство воспитательной работы (на конкретных примерах своих коллективов).

3.     Личные и профессиональные качества руководителя детского театрального коллектива.

4.     Работа с родителями как условие воспитательной работы (на конкретных примерах).

5.     Зрительская культура.

6.     Патриотический репертуар детского театрального коллектива (на примере своего коллектива) с анализом его воспитательного потенциала

4 Психолого-педагогическое взаимодействие с детьми и молодежью Ознакомление с текстами научных работ

Еваева А. Э. Социальный театр как психолого-педагогический феномен театральной культуры XX и XXI столетий. – URL:  ­ https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-teatr-kak-psihologo-pedagogicheskiy-fenomen-teatralnoy-kultury-xx-i-xxi-stoletiy

Рамазанова Р.М., Агарагимова В. К. Эстетическое воспитание дошкольников в условиях диалога культур. – URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-usloviyah-dialoga-kultur

Уматова А. У. Воспитательный потенциал артпедагогики в нравственном воспитании младших школьников. – URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-artpedagogiki-v-nravstvennom-vospitanii-mladshih-shkolnikov

5 Межкультурная коммуникация Ознакомление с учебником (после регистрации в ЭБС ЮРАЙТ)

Теория межкультурной коммуникации : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. В. Таратухина [и др.] ; под редакцией Ю. В. Таратухиной, С. Н. Безус. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 265 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00365-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436471

Ознакомление с учебным пособием: Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т.Б. Фрик; Томский политехнический университет. –. Томск: Изд-во Томского политехнического университета. — URL: https://portal.tpu.ru/SHARED/t/TFRIK/Uchebnaja/Tab4/OTMK_FRIK.pdf (свободный доступ)

 

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

В процессе занятий используется следующее программное обеспечение:

  • программы, обеспечивающие доступ в сеть Интернет (например, «Googlechrome»);
  • программы, демонстрации видео материалов (например, проигрыватель «Windows Media Player»);
  • программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»)
  • программы для обеспечения текстовой, голосовой и видеосвязи, онлайн видео-конференций и видео вебинаров в формате высокой четкости (Skype, Zoom)

  1. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Творческий показ

150 150 Творческий центр ИСИ